Цифровизация сельского хозяйства – одно из приоритетных направлений развития аграрного сектора сегодня. В последнее десятилетие передовые технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни аграриев и с каждым днем продолжают удивлять открытых к новинкам пользователей. О прошлом, настоящем и будущем технологических сервисов в сельском хозяйстве нам рассказал Олег Юрьевич Александров, руководитель проекта компании Ростсельмаш по цифровым технологиям.
– Давайте немного углубимся в историю. Как давно в России озадачились цифровизацией аграрного сектора? А в какой момент развития это стало важным направлением для Ростсельмаш?
– Первые электронные системы появились в начале 2000-х у западных производителей. Они были направлены на автоматизацию функции управления машинами. Сначала это были примитивные навигаторы, год от года они развивались, и уже в середине 2000-х годов стало возможным успешно использовать первые образцы.
В России эта тема, к сожалению, очень долго не развивалась. К примеру, в Канаде государственные субсидии на покупку средств цифровизации уже в то время достигали 80%. У нас таких программ поддержки, к сожалению, не было, и пока еще нет. Тем не менее настоящим взрывом на отечественном рынке стало появление обновленных систем с более низкой стоимостью, благодаря чему они стали гораздо доступнее. Все-таки 10 тысяч долларов для нашего фермера и для канадского – это совсем разные деньги.
В последние 4 года самыми топовыми позициями среди систем цифровизации стали системы, связанные с телематикой. Все предприятия хотят понимать, где находятся машины, что они делают, их уровень топлива и выполняемые операции.
Второе направление – это автоматизация процессов управления, достаточно рутинных задач, которые занимают очень много внимания механизатора.
Третье – развитие систем идентификации. Это задача, которую пытаются решить, в первую очередь, крупные предприятия, где за рулем одного комбайна могут работать несколько механизаторов. Эти системы позволяют значительно упростить учет рабочего времени, дать понимание уровня наработки машин и нагрузки на каждого сотрудника.
Еще одно большое направление – совершенствование агрономических сервисов. С коллегами из крупных партнерских организаций мы сходимся во мнении, что технологии дифференцированного внесения и картирования урожайности – одни из самых востребованных в связи с ростом цен на удобрения, СЗР и другие материалы. Точное земледелие и цифровые продукты – это сегодня про экономику.
Разрабатывая любые цифровые решения для техники Ростсельмаш, мы придерживаемся принципа универсальности. Каждая из разрабатываемых нами систем безусловно приносит прибыль предприятию, которое устанавливает ее на свою технику.
– Из всего вышеперечисленного без каких новинок невозможно современное сельское хозяйство? А какие технологии сейчас «в тренде», но еще не в широком доступе?
– Одно из самых востребованных и наиболее развитых направлений в России, как я и говорил ранее, – телематика. Это межиндустриальное решение, которое популярно практически везде. Технологии такого рода используют не только сельхозмашины, но и весь парк B2B – и автобусы, и строительная техника.
Телематика интересна предприятиям любого масштаба, потому что позволяет лучше понимать, на каких операциях, к примеру, какой расход топлива. Это позволяет минимизировать риски возникновения различных ситуаций, связанных со злоупотреблением.
Если говорить про автоуправление и агрономические сервисы, мы в начале пути. Различные системы агроменеджмента хоть и захватывают миллионы гектар, зачастую больше про предиктивную аналитику и попытку с помощью спутниковых карт что-то предугадать. В этом есть зерно, но основная информация, которую мы можем получать – это данные о составе почвы и уровне плодородия, полученные из опосредованного исследования карты урожайности, а также другие результативные сервисы, связанные с дифференцированным внесением удобрений, средств защиты растений, контролем посевов.
К сожалению, таким оборудованием пока еще снабжены не более 15% машин, предлагаемых рынком. Связано это с высокой ценой. Начиная разработку наших систем, мы, в первую очередь, ориентируемся на стоимостные характеристики, чтобы сделать опции более доступными для клиентов.
– Если говорить о подходах к цифровизации аграрного сектора в России и за рубежом, есть ли принципиальная разница в подходах?
– В большинстве ситуаций наши мнения схожи, потому как агрономические сервисы и системы автоуправления являются основным фокусом. Системы идентификации и телематика тоже важные направления, но на западе их развитие не было столь критичным и интересным до недавних пор, потому что там фактов злоупотребления встречалось гораздо меньше, чем у нас.
При этом сейчас они тоже говорят о том, что телематика должна быть на каждой машине, так как это не только связь машины с облаком, это еще и возможность связи в обратную сторону, что тоже очень важно.
Их путь, в первую очередь, отличается тем, что они имели доступ к новым технологиям по более справедливой для рынка цене при весомой господдержке. Уверен, что Ростсельмаш сейчас сделал очень важный шаг в цифровизации российского растениеводства, создав целый ряд продуктов по весьма лояльным ценам.
Кроме того, выбирая направление развития продуктов, мы спрогнозировали спрос на рынке и сейчас готовы обеспечить предложение на 100%. Уже сейчас мы работаем над тем, чтобы закрыть потребность сезона 2023 года. Благодаря уходу с рынка зарубежных игроков, мы получили преимущество.
«Кто-то говорит – кризис, кто-то говорит – новые возможности».
Мы изначально следовали правильной стратегии, не надеясь на сервисы платных поправок, которые генерируют американские спутники. В основе наших систем управления лежит технология GNSS-RTK, которая не требует от того самого сервиса платных поправок и дает возможность управлять сельхозтехникой в автоматическом режиме с точностью до 2,5 сантиметров. Это очень серьезное преимущество в текущей ситуации. Наши решения прекрасно работают, что позволяет обеспечивать клиентов на бесплатной основе несравненным уровнем точности.
– Над какими инновационными проектами сейчас работает Ростсельмаш? Расскажите немного о самых интересных.
– Мы продолжаем работу в направлении создания сервисов идентификации процессов. В частности, сейчас на подходе решение, связанное с нашей основной темой - РСМ Контроль глубины (RSM Soil Control). При севе самый критически важный фактор – это глубина заделки семян. Аналогично и при почвообработке. Поэтому мы сфокусировались на создании опции, позволяющей контролировать правильность выполнения операций. Уже второй сезон она проходит успешные испытания.
Вторая разработка получила серебряную медаль на выставке в Германии. РСМ ОК АйДи является продолжением РСМ Фейс АйДи – опции, которая раньше распознавала оператора, а теперь еще и анализирует его состояние. В постоянном режиме камера сканирует лицо механизатора.
Если он начал чаще моргать глазами, много зевать, или проявляются другие косвенные когнитивные признаки, говорящие об усталости или каком-то другом измененном состоянии, машина подает громкий звуковой сигнал. Это дает возможность предотвратить нежелательные последствия.
– Этот сигнал поступает только самому водителю или передается дальше в операторскую, чтобы ситуацию можно было взять на контроль? На случай, если работник его проигнорировал.
– На моменте создания опции мы предусмотрели отправку уведомления. Сигнал поступает в Агротроник и оповещает ответственного сотрудника, что в кабине такого-то трактора или комбайна есть человек, чье состояние не позволяет дальше продолжать работу. В таком случае применяются существующие алгоритмы. Следующий шаг – это, конечно же, остановка. Если, несмотря на продолжительный сигнал, водитель закрыл глаза и долго не открывает, то машина просто остановится. К слову говоря, торможение перед препятствием для нас уже разработанный функционал в рамках РСМ Агротроник Пилот 2.0. Камера в постоянном режиме сканирует все пространство перед комбайном, и если вдруг на пути появляется столб, человек, дерево или машина, то комбайн самостоятельно остановится, несмотря на присутствие в салоне механизатора. Все это системы дополнительной помощи оператору, позволяющие даже в ситуации, когда машина вышла из-под контроля, предпринять действия для обеспечения безопасности.
– Звучит, как рассказ о технологиях будущего.
- Это уже технологии настоящего.
– Если уже сканирование лица и остановка перед препятствием – это настоящее, то что же ждет нас в будущем?
– Основная цель – создание машин, которые будут работать самостоятельно. Это касается не только электронных систем Ростсельмаш, но и сферы в целом. К 2030 году мы планируем завершить проект «автономная ферма». Все зависит от того, насколько быстро будут идти разработки в этих направлениях. Но мы очень серьезно настроены, и думаем, что это может произойти даже раньше в случае высокого спроса и заинтересованности в испытаниях, в том числе со стороны Группы «АГРОИНВЕСТ» и других крупных холдингов.
Происходит трансформация агротехнологий и самих машин. Мы настроены на постоянное изучение всех новшеств, в том числе связанных с альтернативными источниками энергии. В любом случае сначала надо исследовать, насколько все участники рынка готовы к трансформации и будет ли в ней экономический смысл. Потому что электронные системы и цифровизация – это про повышение эффективности, а оно безусловно связано с повышением экономической целесообразности использования тех или иных решений.
– Как Вы можете охарактеризовать отношения между Ростсельмаш и Группой «АГРОИНВЕСТ»?
- Мне очень нравится работать с коллегами из «АГРОИНВЕСТ», потому что ваша команда – это, в первую очередь, команда. Во-вторых, вы всегда на несколько шагов впереди других компаний отрасли. Для нас честь и возможность держать самих себя в форме, в постоянном режиме тестируя вместе с вашим предприятием самые передовые решения, которые есть на рынке.
– Есть ли уже какие-то успешные совместные проекты?
– В прошлом году мы вышли с практически полным комплектом электронных опций, которые в течение нескольких лет Ростсельмаш разрабатывал и тестировал – это уже большая победа. Сделать первый шаг – это действительно достойно новаторов и первооткрывателей. Нам было оказано большое доверие, которое мы оправдали. В текущем году мы тоже смогли предложить необходимое оборудование, которое, безусловно, поставим его в срок и будем дальше идти по пути, которые мы с коллегами согласовали. Продолжим вместе смотреть эффективность и отслеживать все KPI, чтобы год от года не стоять на месте и двигаться вперед.